On-line: гостей 3. Всего: 3 [подробнее..]
АвторСообщение
Evghenii





Пост N: 200
Зарегистрирован: 07.03.17
Откуда: Бессарабская губ.
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.17 13:41. Заголовок: 100 вопросов взрослым


Предлагаю объединить в одну тему вопросы, которые возникают и беспокоят начинающих, но могут касаться не только уральской генеалогии.
Обычно такие вопросы в каких-то темах или их "засоряют", или вызывают болезненную реакцию у владельцев красных пиджаков или "бессмертных" членов клуба (кто как себя считает), то есть аксакалов форума. Выделенные в отдельные темы, такие вопросы часто теряются и остаются без ответов.
На ответы иногда может потребоваться даже дополнительная минута на обсуждение или помощь зала. Ограничений в этом не будет.
По аналогии с популярной ТВ-программой "Сто вопросов к взрослому" предлагаю объединить такие вопросы в одно место.
Главное - вопросы идут от "чайников" и, соответственно, уровень раздражения "владельцев хрустальных сов" должен быть на несколько порядков ниже, чем в других темах.
Считайте это внеклассным уроком родоведов в "начальной" школе. А желающие поёрничать могут сделать это в кругу своих друзей где-нибудь на кухне за рюмкой коньячка.
Вопросы предлагаю нумеровать, чтобы знать на какой вопрос идет ответ.

Вопрос 1. Имел ли крепостной в Российской Империи право официально владеть крепостными?
К примеру, в записи по Камбарскому заводу, числящийся в феврале 1834 года, крепостной Кондюрин Наум в ноябре того же года уже имел своего крепостного человека (однофамильца, также корнями из Бымовского завода).



Вопрос 2. Крестьянам в Российской Империи за какие заслуги могли писать в метриках отчества на -вич?
К примеру, в Екатеринославской губернии мой прадед и его отец в 1899 и 1911 годах были записаны уже с современными отчествами.



Заводские: Шубарины, Кузнецовы, Мелентьевы/Калинины, Базановы, Лазаревы/Разорвины, Веретенниковы, Якушовы, Зорихины, Пермяковы, Тепелины/Комаровы.
Сарапул: Зайцевы
Спасибо: 4 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]


yury.sukharew@yandex





Пост N: 3010
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 11:14. Заголовок: Rusin пишет: Или ч..


Rusin пишет:

 цитата:
Или часовня была?


Я тоже встречался со случаем, когда в деревне было старое кладбище. Местные объясняли это наличием часовни.

Спасибо: 1 
Профиль
Muchan



Пост N: 1455
Зарегистрирован: 27.06.14
Рейтинг: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 11:47. Заголовок: yury.sukharew@yandex..


yury.sukharew@yandex пишет:

 цитата:
Если помрет, то чтобы крещеным помер.


Это я понимаю ...
Так что, прямо так сразу и везли? А как кормить? Перепеленывать и т.д.? Может и не выдерживали такой поездки?

Спасибо: 0 
Профиль
Muchan



Пост N: 1456
Зарегистрирован: 27.06.14
Рейтинг: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 11:52. Заголовок: yury.sukharew@yandex..


yury.sukharew@yandex пишет:

 цитата:
Я тоже встречался со случаем, когда в деревне было старое кладбище.


В деревне моих предков тоже кладбище было, но часовни не было ...
Вот как? умершего сначала в церковь, а потом обратно в деревню хоронить? Но взрослые не так часто умирали, может священник прямо в доме отпевал?

Где-то должно все это быть описано?!

Спасибо: 1 
Профиль
yury.sukharew@yandex





Пост N: 3011
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 12:03. Заголовок: Muchan пишет: Где-т..


Muchan пишет:

 цитата:
Где-то должно все это быть описано?!


Разбираться надо. Если нет даже часовни, то кладбище сомнительно. Возможно, в вашей местности старообрядцев было много и они это кладбище для себя устроили. В 3-части МК, как Вы знаете, писали где захоронен. Как в МК писали, что мол захоронен на кладбище в деревне? Если на приходском кладбище, то значит в селе.

Спасибо: 0 
Профиль
Rusin



Пост N: 53
Зарегистрирован: 18.03.17
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 12:10. Заголовок: Мои местные про часо..


Мои местные про часовню ничего не знают. Но родоведы говорят: должна была быть.

Спасибо: 0 
Профиль
yury.sukharew@yandex





Пост N: 3012
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 12:15. Заголовок: Rusin пишет: Мои ме..


Rusin пишет:

 цитата:
Мои местные про часовню ничего не знают.


Скажите, какой приход и деревня как называется. Может родоведы и точно скажут.

Спасибо: 0 
Профиль
Rusin



Пост N: 54
Зарегистрирован: 18.03.17
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 12:34. Заголовок: Деревня Омельково. П..


Деревня Омельково. Приход Иоанно - Предтечевской церкви села Сажино.

Спасибо: 0 
Профиль
Muchan



Пост N: 1457
Зарегистрирован: 27.06.14
Рейтинг: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 13:06. Заголовок: Rusin пишет: Возмож..


yury.sukharew@yandex пишет:

 цитата:
Возможно, в вашей местности старообрядцев было много и они это кладбище для себя устроили.


Да, это так!
у меня есть сканы только 1910-1913 гг. там поперек страницы написано "на приходском кладбище". Более ранние года у меня только выписки, кто выписывал не написал где похоронены ...

До 1850 г. написано "на учрежденном кладбище". Территория была довольно большая.

Спасибо: 0 
Профиль
yury.sukharew@yandex





Пост N: 3014
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 13:29. Заголовок: Rusin пишет: Деревн..


Rusin пишет:

 цитата:
Деревня Омельково. Приход Иоанно - Предтечевской церкви села Сажино.


А черемисов, которые язычники, много ли было? По АК их было больше в Сажинском приходе, чем православных. Может они и кладбище устроили?

Спасибо: 0 
Профиль
С-в



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 13:55. Заголовок: Muchan пишет: прямо..


Muchan пишет:

 цитата:
прямо так сразу и везли? А как кормить? Перепеленывать и т.д.? Может и не выдерживали такой поездки?


Младенцев (особенно слаборожденных) часто крестили прямо на дому.

Спасибо: 0 
yury.sukharew@yandex





Пост N: 3015
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 14:13. Заголовок: С-в пишет: Младенце..


С-в пишет:

 цитата:
Младенцев (особенно слаборожденных) часто крестили прямо на дому.


А чем это подтвердить можно? В МК такого не встречал. Крещение на дому с полным погружением трудно устроить, да и по полному чину младенца в алтарь нужно заносить. Часто, при опасности, повивальные бабки крестили, но не полным чином, без миропомазания. Это разрешается.

Спасибо: 0 
Профиль
Muchan



Пост N: 1458
Зарегистрирован: 27.06.14
Рейтинг: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 14:23. Заголовок: С-в пишет: Младенце..


С-в пишет:

 цитата:
Младенцев (особенно слаборожденных) часто крестили прямо на дому.


Кто крестил? прям священник был наготове в тот же день? Да еще в разных деревнях подчас.
А если бабка повивальная погружала, так то прямо и написано! А таких записей, об участии бабки, в большинстве случаев нет - весьма редко встречаются.

Спасибо: 0 
Профиль
yury.sukharew@yandex





Пост N: 3016
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 14:42. Заголовок: Muchan пишет: запис..


Muchan пишет:

 цитата:
записей, об участии бабки, в большинстве случаев нет - весьма редко встречаются.


Когда встречаются, в тех случаях и погружали. Что бы крещение в тот же день, по моему мнению, тоже не часто. Даже священники крестили своих детей в тот же день - не часто.

Спасибо: 0 
Профиль
Muchan



Пост N: 1459
Зарегистрирован: 27.06.14
Рейтинг: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 15:06. Заголовок: yury.sukharew@yandex..


yury.sukharew@yandex пишет:

 цитата:
Что бы крещение в тот же день, по моему мнению


У меня в Краснопольском приходе в тот же день - часто и уж очень редко не на следующий день. Я даже всегда думаю, что если не в тот и не на следующий день крестили, наверное крепкий младенец родился. Но все же, технически, зимой как же везти даже 1 дневного младенца?!

Насчет погружения, полностью согласна - не часто! И запись об этом имеется.

Спасибо: 0 
Профиль
yury.sukharew@yandex





Пост N: 3017
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 15:49. Заголовок: Muchan пишет: Насче..


Muchan пишет:

 цитата:
Насчет погружения, полностью согласна - не часто!


Наверное, погружали чаще, но если все нормально, то про это умалчивали и крестили в церкви полным чином. А вот если умирал, тогда нужны были основания для отпевания. И вспоминали про бабку.
Насчет традиций Краснопольской слободы крестить сразу, как отрежут пуповину... Возможно, местный бзик, так бывает: кто-то что-то придумает и это получает ранг правила.

Спасибо: 0 
Профиль
medna





Пост N: 19233
Зарегистрирован: 04.11.12
Рейтинг: 108
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 16:00. Заголовок: yury.sukharew@yandex..


yury.sukharew@yandex пишет:

 цитата:
Если нет даже часовни, то кладбище сомнительно.



Согласна.

МЕДВЕДЕВЫ: Невьянская, Новопышминская и Багарякская слободы, Верхний Тагил, Нейво-Рудянка, Невьянск и Екатеринбург. Спасибо: 0 
Профиль
Muchan



Пост N: 1460
Зарегистрирован: 27.06.14
Рейтинг: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 16:07. Заголовок: yury.sukharew@yandex..


yury.sukharew@yandex пишет:

 цитата:
Насчет традиций Краснопольской слободы крестить сразу, как отрежут пуповину... Возможно, местный бзик,


Да уж! Но младенцев уж очень много умирает ... Так жалко ... у многих 10-15 детей, а выживет 2-3 ... Много детских болезней тоже ... Многодетных семей очень мало.
В другом "моем" приходе нет такого. Правда, в Краснопольском до середины 19 века всех крестят, отпевают ... А вот в другом то ходят, то не ходят, часто нет записей о крещении, отпевании, кладбище за деревней ... Может поэтому не так печальна картина, что не про всех младенцев записано.

Если кому встретятся какие описание практики осуществления обрядов, мне бы интересно почитать! Имею ввиду не церковные служения, а бытовые детали.

Спасибо: 0 
Профиль
Rusin



Пост N: 55
Зарегистрирован: 18.03.17
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 16:13. Заголовок: Деревни делились че..


Деревни делились четко на марийские и русские. Д. Омельково всегда была русской, да и староверов там не было. Подтверждается: почти все семьи из ревизских сказок попадают в МК. Староверские "гнезда" -это с. Новозлатоустовское, особенно, близко расположенная к селу д. Черепаново и немного в Волокушино. По ведомости Новозлатоустовской церкви за 1925 год. в приходе было 390 домохозяйств, из них 41 домохозяйство раскольников: 40 -бегуны странники и одно домохозяйство австрийского толка. По Сажинскому приходу такой ведомости нет.

Черемисские деревни той территории: Малые Карзи, Андрейково, Пантелейково и еще какие-то. Да, их много.

Рядом с д. Омельково находятся Большие Карзи, тоже черемисская. Но в Больших Карзях и кладбище свое, черемисское. Причем, с 1895 года в Больших Карзях выстроена Сергиевская церковь. И в то время было два кладбища: одно православное, другое черемисское.

Но мы-то с Омельково выясняем. В общем, было там православное кладбище в 19-м веке. Но вот почему оно там было?

Спасибо: 0 
Профиль
Rusin



Пост N: 56
Зарегистрирован: 18.03.17
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 16:20. Заголовок: "Если нет даже ч..


"Если нет даже часовни, то кладбище сомнительно"
Возможно, была часовня, просто забыли люди.

Спасибо: 0 
Профиль
yury.sukharew@yandex





Пост N: 3019
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 16:25. Заголовок: Muchan пишет: Может..


Muchan пишет:

 цитата:
Может поэтому не так печальна картина, что не про всех младенцев записано.


В приходе деревни: Реши с Георгиевской часовней, Сирбишная с Михайловской часовней, Дрягунова, Бродовая с деревянной церковью – строилась 10 лет и молитвенным раскольничьим домом, Бабайлова, Фокинцы с молитвенным раскольничьим домом, Матвеева, Темно-Осиновая, Соседкова. (ЕЕВ за 1886 год, т.1, с.570-571, Н.О. от 16 августа №26).
Видите, сколько раскольников. Они от крещения в православной церкви уклонялись, как правило.

Спасибо: 0 
Профиль
yury.sukharew@yandex





Пост N: 3020
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 16:30. Заголовок: Rusin пишет: Возмож..


Rusin пишет:

 цитата:
Возможно, была часовня, просто забыли люди.

Почему-то пермские епархиальные календари о часовнях не писали. Еще один вариант удостовериться:подробные карты 20-х гг 20-го века, на них часовни показаны.

Спасибо: 1 
Профиль
Muchan



Пост N: 1461
Зарегистрирован: 27.06.14
Рейтинг: 19
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 18:59. Заголовок: yury.sukharew@yandex..


yury.sukharew@yandex пишет:

 цитата:
В приходе деревни: Реши с Георгиевской часовней, Сирбишная с Михайловской часовней, Дрягунова, Бродовая с деревянной церковью – строилась 10 лет и молитвенным раскольничьим домом, Бабайлова, Фокинцы с молитвенным раскольничьим домом, Матвеева, Темно-Осиновая, Соседкова.


Спасибо за такую инфо!
Но другой "мой" приход сначала село Большая Соснова Оханского уезда, потом село Токари. Там раскол процветал в с самого начала.
До середины 19 века в окрестностях Краснополья были раскольники, но мало (видно из сравнения РС и МК), в во второй половине как-то намного больше раскольников стало и "мои" тоже ушли в раскол, теперь ничего не найти ... Далекие предки нашлись а с ближними ничего не находится.

А в часовнях и раскольничьих домах были ли свои МК? В архивных каталогах не видела.

Спасибо: 0 
Профиль
yury.sukharew@yandex





Пост N: 3022
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 19:28. Заголовок: Muchan пишет: А в ч..


Muchan пишет:

 цитата:
А в часовнях и раскольничьих домах были ли свои МК?


Здесь на форуме это обсуждалось, Михаил Юрьевич эту тему знает. Насколько помню, какие-то общины вели книги метрические. А те, кто не вел, обязаны были в полицейских участках регистрировать.

Спасибо: 0 
Профиль
Rusin



Пост N: 57
Зарегистрирован: 18.03.17
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 19:32. Заголовок: Спасибо, будем искат..


Спасибо, будем искать!

Спасибо: 0 
Профиль
yury.sukharew@yandex





Пост N: 3023
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 19:45. Заголовок: Rusin пишет: Спасиб..


Rusin пишет:

 цитата:
Спасибо, будем искать!


Я посмотрел по списку населенных мест Красноуфимского уезда за 1908 г, там написано, что от д.Омельково до церкви 3 версты. Значит она не Сажинского прихода.

Спасибо: 0 
Профиль
godro
moderator




Пост N: 7364
Зарегистрирован: 24.10.05
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг: 65
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.21 22:03. Заголовок: yury.sukharew@yandex..


yury.sukharew@yandex пишет:

 цитата:
Насколько помню, какие-то общины вели книги метрические.

Метрические книги старообрядцы и другие раскольники обязаны были вести с 1907 г., до этого если вели, то по своему усмотрению, а формально регистрацией занималась полиция. Я сам видел метрические книги из полиции, но это было очень давно, сейчас не могу найти ссылку на номера дел. Их сохранилось-то на весь ГАСО штуки три.

Михаил Елькин, УИРО Спасибо: 1 
Профиль
Tamara
moderator




Пост N: 211
Зарегистрирован: 09.12.16
Откуда: Москва
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.21 00:39. Заголовок: Muchan пишет: Не оч..


Muchan пишет:

 цитата:
Не очень представляю как совершались крещения и отпевания в те времена: много записей рождения и крещения в тот же день, что же? хватали новорожденного и везли в церковь, подчас за десятки верст, крестить в любую погоду и зимой?


В метриках Беляковской слободы (за 1810-1820-е) я видела пометки о том, что крестили на дому без причетников по причине слабости новорождённого или распутицы. Что до дат рождения, то у меня сложилось ощущение, что их писали от балды. А то если верить записям, то всех крестили на следующий день после рождения!
Более-менее можно доверять лишь дате крещения.

Ищу Глазуновых и Сесюниных Спасибо: 0 
Профиль
Rusin



Пост N: 58
Зарегистрирован: 18.03.17
Рейтинг: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.21 07:47. Заголовок: В 1895 году в Больши..


В 1895 году в Больших Карзях была построена Сергиевская церковь. Конечно, с 1895 года Омельковки (Малая и Большая) относились к Большекарзинской церкви. Тем более, что в Сажино ехать -это надо через Большие Карзи проезжать))) В Сажино церковь с 1832 года.

Омельковки, обе, заселены с 1795 года. Вот я и разбираюсь, в 19-м веке куда хоронили омельковцев.

Деревни заселялись по каким-то договорам, как пишут "с Больше-Малокущинскими башкирами". Где бы найти эти договоры, чтоб определится с точными датами образования деревень? Тоже для меня очень большой вопрос.

Спасибо: 0 
Профиль
yury.sukharew@yandex





Пост N: 3030
Зарегистрирован: 02.11.15
Рейтинг: 30
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.21 12:37. Заголовок: Rusin пишет: опреде..


Rusin пишет:

 цитата:
определится с точными датами образования деревень


Вопрос сложный. Наверняка, если был договор, то договор на использование (на приобретение) каких то угодий (лесов, полей, рек), а не на заселение. Заселение это следствие приобретения имущественных прав. От покупки до заселения могло пройти сколько-то лет.

Спасибо: 0 
Профиль
ДНЦГ



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.21 12:39. Заголовок: Согласно клировым ве..


Согласно клировым ведомостям 1910 и 1916 гг., Большая и Малая Омельковки в то время действительно относились к Большекарзинскому приходу, при этом приписных церквей и часовен на приходе не было...

Спасибо: 1 
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 1508
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет