|
| |
Пост N: 1586
Зарегистрирован: 02.12.14
Рейтинг:
21
|
|
Отправлено: 13.11.17 15:41. Заголовок: На Уральской родовед..
На Уральской родоведческой конференции (в самом конце ее работы) я выступил с сообщением, текст которого прилагается ниже (среди аудиозаписей этого материала не оказалось; очевидно, потому, он шел уже "сверх программы"). И да, один из присутствующих после этого вскочил и принялся что-то говорить о страшной опасности, которая исходит от мормонов. Мне, однако, его слова не показались убедительными... О мормонах и их базе данных – из личного опыта родоведа. Одним из самых необычных по своему происхождению источников по истории и генеалогии является база данных Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, членов которой у нас обычно называют просто мормонами. Для начала имеет смысл кратко рассказать об этих людях и об особенностях их вероучения. Основателем этой церкви (или, вернее, секты) был Джозеф Смит, живший в Америке в первой половине 19-го века. В 14-летнем возрасте ему якобы явился некий ангел, рассказавший о спрятанном собрании рукописей, выгравированных на золотых листах древними пророками. Смит нашел эти документы и благодаря помощи свыше смог перевести их на английский язык. После этого оригинал был возвращен на прежнее место, и с тех пор его больше никто не видел. А перевод был издан под названием Книги Мормона (по имени человека, в древности якобы ее написавшего), которая для всех последователей Смита ныне является священным текстом, наряду с Ветхим и Новым Заветами. Согласно Книге Мормона, примерно за 600 лет до Рождества Христова и незадолго до взятия Иерусалима вавилонянами группа его жителей покинула город и после долгих странствий, в конце концов, добралась на корабле до Америки, ставшей для них новой «землей обетованной». В дальнейшем потомки переселенцев разделились на праведных нефийцев и нечестивых ламанийцев. Иисус Христос после своего Вознесения явился к нефийцам и основал среди них свою церковь. Нефийская цивилизация процветала несколько сотен лет, но в конечном итоге была уничтожена ламанийцами, от которых в дальнейшем произошли нынешние американские индейцы… В связи с этим, следует отметить, что вся данная история не находит решительно никакого подтверждения ни в археологии, ни в антропологии, ни в генетике! На первых порах последователи Джозефа Смита подвергались жестоким гонениям со стороны окружающих (в первую очередь из-за многоженства, которое практиковали отцы-основатели), в результате чего были вынуждены переселиться в пустынную местность, где ими был основан город, – нынешний Солт-Лейк-Сити – столица штата Юта, в котором и доныне три четверти населения составляют мормоны. В 1890 г. многоженство среди мормонов было отменено, что, в конце концов, положительно сказалось на их имидже. После Второй мировой войны начался быстрый рост численности членов этой церкви по всему миру, а примерно с рубежа 80х–90х годов она обосновалась также и в России. По своей сути мормоны относятся к одному из направлений неопротестантства, их богослужение в целом также соответствует протестантскому и основывается на произнесении проповедей, чтении священных текстов и исполнении гимнов. Однако в их религиозной практике оказался и один весьма специфический момент, благодаря которому они, в конечном счете, и стали весьма популярными среди лиц, занимающихся генеалогией. Речь идет о так называемом «заместительном крещении». Согласно вероучению мормонов, все люди могут быть посмертно крещены в их веру (и тем самым «спасены») путем совершения обряда, в котором вместо самого умершего участвует его «заместитель» из числа нынешних членов их церкви. Такие крещения мормонами проводятся, главным образом, в отношении своих умерших родственников, поэтому занятие генеалогией у них приобрело религиозную мотивацию, а их деятельность в этом направлении просто поражает своими масштабами. – На протяжении длительного периода мормоны осуществляют копирование генеалогических документов по всему миру (в 90х годах они делали это и в российских архивах), а полученные фотокопии с некоторых пор оцифровывают и размещают на своем сайте FamilySearch в Интернете. До недавнего времени доступ к этим материалам со своего компьютера имели только сами члены мормонской церкви, а посторонние люди могли ознакомиться с ними путем посещения центров семейной истории, организованных при их молитвенных домах. В феврале прошлого года в такой центр семейной истории после длительных колебаний решил обратиться и я. – С одной стороны, на меня не мог не влиять весь негатив в отношении мормонов, который к тому времени был доведен до моего сведения (начиная с повести Конан Дойля «Этюд в багровых тонах»). С другой стороны, никакой иной возможности получить сведения о родственниках, служивших, в частности, в Тверской епархии, просто не существовало. В конечном итоге, я решил, что сами документы значат куда больше, чем то, через какое учреждение был получен к ним доступ… Могу сказать, что опыт собственного общения с мормонами если и не поменял мое отношение к ним механически с «минуса» на «плюс», то, по крайней мере, внес в него существенные коррективы. Самое главное о них из личных впечатлений – люди как люди; про мужчин не скажу, а вот их женщины мне просто понравились. Следует отметить и то, что все они ведут себя, в общем, достойно, не «по-цыгански»; образно говоря, за рукава на улице никого не хватают. Насколько мне известно, в Екатеринбурге ныне есть два молитвенных дома мормонской церкви; я бывал в том из них, который находится во Втузгородке, по адресу: ул. Гагарина, 53б. Это двухэтажное шлакоблочное здание, судя по всему, прежде являвшееся общежитием, а затем прошедшее капитальный ремонт. На втором этаже в нем находится зал собраний, на первом – столовая и гардероб. И вверху, и внизу есть также всевозможные кабинеты, один из которых занимает центр семейной истории (с 2 компьютерами), в котором я и занимался – по воскресеньям, в течение двух часов, после молитвенного собрания. На самих этих собраниях я, кстати, не был ни разу, но, насколько смог понять, их заключительная часть для мужчин и женщин проводится раздельно. Всего в молитвенный дом ходит несколько десятков человек. Поскольку церковь эта американская, то постоянно присутствуют и молодые ребята из Америки, которые по одному – по два приезжают сюда примерно на год, за это время осваивают русский язык и после этого возвращаются к себе обратно; для чего все это устраивается, я, честно говоря, не совсем понял. О чем еще можно сказать? – В фойе там постоянно лежат номера издаваемого мормонами бесплатного журнала «Лиахона». Как-то я его просмотрел, но особого впечатления он на меня не произвел (наша «Православная газета» выглядит поинтереснее). И последнее. – Как оказалось, мормоны не употребляют чай и кофе (не говоря уже об алкоголе), что тоже показалось странноватым и для меня мало приемлемым. Мои посещения центра семейной истории проходили в течение года, пока не произошло некое значимое событие. – Несколько месяцев назад (а точнее, в начале марта) мормоны внезапно открыли имеющиеся в их базе данных копии документов из российских архивов для всех пользователей Интернета. В результате, если раньше объем получаемой архивной информации, имеющей отношение к моим родственникам, для меня обычно не превышал четырех дел в неделю (больше в ГАСО просто не давали), то теперь он увеличился в десятки раз, и я ею стал просто-напросто захлебываться! Долго ли еще все это продлится, судить не берусь; однако, наверное, надо исходить из того, что все хорошее имеет свойство быстро заканчиваться... Следует также отметить, что все это не коснулось материалов украинских архивов, для ознакомления с которыми по-прежнему необходимо посещение центра семейной истории. Всего в нашей стране мормоны копировали документы целого ряда архивов (с их списком можно ознакомиться как на их сайте FamilySearch, так, например, и на Форуме ВГД). Из наиболее близких к нам это архивы в Ижевске, Сарапуле, Тобольске, Тюмени, Казани... К сожалению, многие имеющиеся в их базе данных документы плохо систематизированы, поэтому для их поиска приходится применять разные методы. В частности, наряду с имеющимся каталогом, должен использоваться поиск по названию места (куда целесообразно вводить именование или самого населенного пункта с интересующей нас церковью, или уездного центра, к которому он относился, поскольку по многим уездам все документы на сайте просто «свалены в кучу»). Если (как в случае с Ижевском, Тобольском и Тюменью) удается установить через Интернет архивные реквизиты соответствующего дела, то их можно использовать в поиске по ключевым словам, забивая через пробел номер фонда, описи и дела… Следует отметить, что по договорам с архивами, мормоны оставляли им копии своих переснятых материалов (по тем временам это были еще фотопленки). В дальнейшем тоболяки и тюменцы их, как видно, оцифровали и выложили на сайте Управления по делам архивов Тюменской области, материалы которого ныне частично дублируют мормонский сайт. Правда, в отличие от FamilySearch, у нас за просмотр этих документов с некоторых пор стали брать плату… К сожалению, административные документы Тобольской духовной консистории за 18-ый век на мормонском сайте отсутствуют, зато там есть, например, множество клировых ведомостей из архивов Ижевска и Сарапула. И, конечно, в полном объеме представлены метрические книги, исповедные росписи и ревизские сказки. В качестве заключения, наверное, надо сказать следующее. – У многих наших соотечественников (причем главным образом у тех, кто сам откровенно не верит ни в Бога, ни в черта) мормонская практика «заместительного крещения» вызывает немалую озабоченность. Однако, по этому поводу было замечено, что если кто-то считает, что все это действительно может повлиять на судьбы умерших людей, то это значит, что, по сути, он сам уже успел стать мормоном, и о чем-то беспокоиться ему нет оснований! Ну а если подходить к этому с православных позиций, то конечно, о своих усопших родственниках надо просто молиться, а для этого – устанавливать их имена, используя, в том числе, и ресурсы вышеупомянутого интернет-сайта…
|