Пост N: 73
Зарегистрирован: 03.06.07
Откуда: Россия, Екатеринбург
Рейтинг:
1
Отправлено: 04.03.10 15:34. Заголовок: Старообрядцы. Церковные течения
Теоретическую часть о том, в какого рода документах могу содержаться сведения о старообрядцах, почитала в сети.
Интересует практика. Может уже кто-то работал с подобного рода документами? Или хотя бы знает о их существовании в Шадринском/Курганском/Пермском и Тюменском/Тобольском архивах.
1. В каких документах ГА Шадринска могут содержаться сведения о старообрядцах? Интересует период 1810-1900 гг.
Исходная информация:
В рекрутских списках 1868-1869 гг. у Главы Семьи вероисповедание не указано. Семья мещанская.
Глава семьи и его брат числятся в списках избирателей 1883-1884 гг.
Поиск метрик детей и внуков Главы Семьи в приходских метр. книгах и исповедках по предположительным годам рождения результатов не дал.
Племянники главы семьи - по переписи 1897 г. - старообрядцы.
Внучка Главы Семьи в 1898 году выходит замуж "православной", аналогично, её брат в 1909 г и сестра при рождении сына в 1910 г.
2. Аналогично разыскивается информация о документах, где могут быть сведения о старообрядцах - племянниках Главы Семьи, которые проживали в д. Юшковой Тугулымской волости Тюменского уезда (на 1897 г. и есть упоминание в 1883 г.)
Исходные данные
Один из племянников(?) - "новый старообрядческий наставник" на 1883 г., упомянут в Тобольских епарх. ведом. По переписи - три брата:
Про двоих указано, что они из государственных крестьян, а третий - из мещан. Возможно, это связано с тем, что третий - сын от второй жены отца.
У живущих в одном доме местом рождения указан Шадринский уезд Пермской губ., а у третьего непосредственно - г.Шадринск Пермской губ. Это может не означать, что они родились в разных местах. Первые два на момент заполнения листов были во временной отлучке. Записано было со слов жены. Могла точно и не знать.
Женатые братья приписаны к Тугулымской волости, тогда как третий (мещанин) приписан к Шадринскому уезду, хотя "обыкновенно проживает" в д. Юшковской.
занятия братьев иконопись, земледелие, мыловарение, земледелие, торговля мелочью.
Два брата - запасные нижние чины.
У женатых братьях свои собственные деревянные дома
Цель поисков: - найти имена еще, по крайней мере, 9 (!) племянников Главы Семьи. Они существовали, но нигде ни единого упоминания о них. - восстановить родословную предков и потомков Главы Семьи.
"Кержаки́ — этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа. После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток — в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь — «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения. Позднее кержаками стали называть всех старообрядцев, в противовес «ми́рским» — приверженцам официального православия."
Отправлено: 14.05.13 20:40. Заголовок: Старообрядцы. Церковные течения
У меня бабушка верила в " белую церковь", что это секта какая - то? Просто уж очень странные у неё были рассуждения, поведения. Я искала в интернете ответ но найди не могу, там лишь город на Украине пишут. Если нужно то она жила в свердл.обл.
Ру́сская Правосла́вная старообря́дческая Це́рковь (до 1988 года «Древлеправославная Церковь Христова») — юридически и канонически независимое религиозное объединение, состоящее из старообрядцев-поповцев, принимающих окормление Белокриницкой иерархии; рассматривает себя как продолжение исторической русской православной церкви, существовавшей до реформ патриарха Никона; не находится в молитвенно-евхаристическом общении с другими церквами, за исключением Русской Православной старообрядческой Церкви в Румынии. В литературе встречаются именования РПСЦ: Белокрини́цкое согла́сие, Белокриницкая (австрийская) иерархия — по названию монастыря в Белой Кринице на северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи.
Отправлено: 14.05.13 21:00. Заголовок: Может быть, просто м..
Может быть, просто мне не сама она рассказывала а родители так как её нет давно в живых а родословной занялась недавно 2 года назад раньше бы интересовалась знала бы всё точно. Просто бабушка ещё считала почему то что замужество это грех и много других "странных грехов"
Бася Добрый день! Есть ли у Вас информация по селу Пристань Артинского района. Меня интересуют все Трубеевы ( Дементий и сыновья Василий,Федор,Иван и Павел Дементьевичи). С уважением Владимир Витальевич.
Пост N: 71
Зарегистрирован: 08.09.09
Откуда: Красноуфимск
Рейтинг:
2
Отправлено: 23.12.14 15:23. Заголовок: далеко не все староо..
далеко не все старообрядцы были такими, как жители Саранинского и Иргинского заводов. Мои предки-старообрядцы, увы, в православной или единоверческой церквях свои следы не оставили. Переходить из старообрядчества в православие - переходили, других вариантов не было
Отправлено: 14.02.15 14:23. Заголовок: В документах Тобольс..
В документах Тобольского архива, выложенных на сайте Управления по делам архивов Тюменской области, мне попались списки раскольников за разные месяцы 1783-1784гг по Тюменскому и Курганскому духовным правлениям (фонд И-156, опись-3, д.д. 2733, 2734, 2735, 2736), а также списки прихожан, не бывших на исповеди за 1783г и период 1780-1783гг, по Тобольскому духовному правлению и Демьянскому десятоначалию (там же, д. 2731). Дополнительный вопрос к Михаилу Юрьевичу: вроде бы, с год назад я давал Вам ссылку и на аналогичный список по Екатеринбургскому духовному правлению, а сейчас при повторном просмотре дел его не нашел. Может быть, поищете мое старое сообщение в электронной почте?
Пост N: 44
Зарегистрирован: 13.02.14
Откуда: РФ, Казань
Рейтинг:
1
Отправлено: 14.02.15 15:43. Заголовок: На блоге моего мужа ..
На блоге моего мужа "Старообрядческое Подмосковье" есть рубрика ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НА УРАЛ И В СИБИРЬ В публикациях рубрики идет речь о старообрядцах из Подмосковья, переселявшихся в эти регионы.
Пост N: 1095
Зарегистрирован: 26.06.08
Рейтинг:
17
Отправлено: 21.03.15 18:33. Заголовок: Может быть кому-то п..
Может быть кому-то пригодится:
Источник: МОЯ РОДОСЛОВНАЯ (пособие по составлению). Составитель Федорова И.С.- Киров, ГАКО, 1997. - С. 9 - 10. (сайт ГАКО, kirovgako.ru)
"...Значительную часть населения Вятской губернии составляли старообрядцы. Но, к сожалению, их метрические книги отрывочны и немногочисленны. Регистрацию рождений, браков и смертей осуществляли уездные полицейские управления, но только в фондах Вятского и Малмыжского отложилось несколько метрических книг раскольников:
- Вятский уезд 1882-1898 ф. 715, оп. 2, д. 1-17
- Малмыжский уезд 1879-1888 ф. 716, оп. 3, д. 10
В областном архиве ЗАГСа хранится комплекс метрических книг старообрядческих и единоверческих церквей Вятской губернии начала XX века.
- г. Вятка, Серафимовская 1901-1918
Глазовский уезд
- с. Бисерово, Богородицкая 1915, 1916 - с. Кирино, Иоанно-Богословская 1909-1913, 1915, 1916
- с. Наймушино, Крестовоздвиженская 1909-1913, 1915, 1916
- Омутнинский завод, Петропавловская 1905, 1909-1913, 1915, 1916
- Осминское, Иоанно-Предтеченская 1909-1913, 1915
- с. Святогорье, Покровская 1909-1913, 1915
Нолинский уезд
- с. Красногорье, Спасо-Преображенская 1909-1913, 1915
- с. Слудка, Покровская 1909-1913, 1915, 1916
Уржумский уезд
- с. Сосновогорское, Троицкая 1909-1913, 1915, 1916
Если человек "из раскола" крестился, то это отмечено быть должно в метрике.
Да, запись о переходе раскольника в православие делалась в 1-ой части обычных метрических книг. Такие случаи, хотя и не по десять раз на дню, но бывали (главным образом, перед вступлением в брак с православным или православной)... Я только не уверен в том, что эти люди именно перекрещивались; возможно, для этого использовался другой обряд. Кроме того, существовали метрические книги старообрядческих общин, но они были введены поздно и ныне попадаются очень редко; некоторые из них (по территории Тюменской области), например, есть в ГАТО.
цитата:
не секте, а течении
Направления старообрядчества назывались еще толками и согласиями.
метрические книги старообрядческих общин, но они были введены поздно
Насколько я знаю, в общинах такие официальные книги появились с 1907 г. А до этого метрики велись при полицейских управлениях, и их сохранность скорее исключение.
Пост N: 221
Зарегистрирован: 24.03.08
Откуда: Россия, Пермь
Рейтинг:
5
Отправлено: 05.11.15 23:32. Заголовок: АК-63 возможно, для..
АК-63
цитата:
возможно, для этого использовался другой обряд
Это называется миропомазание. "Допускается принятие в православие через миропомазание (а не через крещение) лиц из христианских конфессий, в которых сохраняется правильная форма крещения, например над католиками, старообрядцами." Википедия
Пост N: 1133
Зарегистрирован: 26.06.08
Рейтинг:
21
Отправлено: 15.11.15 23:18. Заголовок: Вот еще некоторые ин..
Вот еще некоторые интересные, на мой взгляд, материалы о старообрядцах на Урале: Палладий. Обозрение Пермского раскола, так называемого "старообрядчества". - Спб, 1863.
Павловский Н.Г. Демидовы и старообрядчество в XVIII веке // Демидовский временник. Кн. I. Екатеринбург, 1994.
Евдокия Турова. Кержаки.- Пермь, Маматов, 2007. Книгу составляют прозаические произведения и исторические сведения о крестьянах-староверах, называемых кержаками. В издание включены старинные и современные фотографии семей кержаков.
Кутьев О. Обвинские старообрядцы: страницы истории.// Ильинский. Страницы истории. - Пермь, 2004.- С. 97-110.
Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в.- Новосибирск, 1974.
Далее: Продолжение. Начало см. Пермский раскол. Предисловие Пермский раскол. “Старообрядческие” заводы Пермский раскол. Екатеринбург и Екатеринбургский уезд Пермский раскол. Пермь и Пермский уезд Пермский раскол. Верхотурский, Шадринский, Ирбитский, Красноуфимский и Осинский уезды
Источник: «Обозрения Пермского раскола так называемаго «старообрядчества», составлено А.П., Санктпетербургъ, типография духовнаго журнала «Странник», 1863.
Отправлено: 06.12.15 11:51. Заголовок: А где можно найти МК..
А где можно найти МК старообрядческой общины Красноуфимского уезда Пермского края(как я поняла,записи возможно найти после 1905г)? Интересует Пристанинская община Белокриницкого согласия(церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Или это уже в Свердловской области(с.Пристань Артинского р-на)? Остановилась в поисках,т.к. знаю точно,что предок был старообрядец,но работал на Артинском заводе,а вот где проживал-точно неизвестно. Это могла быть любая деревня в округе. Подскажите,куда направить поиски дальше.
Метрики старообрядческих общин сохранились плохо; буду рад, если меня поправят, но по Красноуфимскому уезду и Артинскому району мне таковые не попадались... Упоминания о Ваших предках попробуйте поискать в документах по Артинскому заводу в ГАСО: фонд 24 - Уральское горное правление (по крайней мере, ревизии 1834, 1836 и 1851гг по нему там точно есть: http://www.okorneva.ru/krasnoufimskiy-uezd-permskoy-gubernii/artinskiy-zavod-kazennyiy/ ) и фонд 769 - Артинский железоделательный завод).
Все даты в формате GMT
5 час. Хитов сегодня: 1217
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет